Лев Павлючков - известный политтехнолог. Человек очень умный и жесткий. «Новую газету» не слишком жалует, но где еще можно поговорить о судьбе «народа-богоносца»? И о многом другом, что действительно волнует.
- Возможна ли демократия в России?
- У меня был друг, очень умный человек. Он рано умер. Его звали Дима Коноваленко. Он был настолько умным, что в каком-то лохматом году даже получил приз - «Золотую сову» клуба «Что? Где? Когда?». Он был социологом, абсолютно верующим, у него было четверо детей. И умер он от почечной недостаточности. Неожиданно, внезапно. А работал простым социологом у Глеба Павловского в ФЭПе. Он был настолько эрудированным человеком, что для меня, выпускника Саратовского мединститута и бывшего хоккеиста, он был примером интеллектуального подражания.
Я задал ему вопрос, который задаешь сейчас мне ты. Мы долго с ним говорили на эту тему. Я неплохо знаю историю вообще и политическую историю в частности и рьяно пытался объяснить Коноваленко простую истину, что светлые периоды бытия российского народа напрямую связаны с периодами демократии - оттепели. А он мне упорно объяснял, что базовая дилемма российского государства –либо быть сильным, либо свободным. И, к сожалению, третьего варианта нет. Я боюсь, что в этой парадигме российское государство обречено существовать. Искать какую-то золотую середину, конечно, придется. Но когда Россия становится свободной – она теряет все.