63ru: (Default)
63ru ([personal profile] 63ru) wrote2010-01-28 09:02 pm

Многоликий Виктор Тархов, хотя может хитрожопый.

 Игорь, а пускай Наталья напишет психологический образ деды Вити

 





золотой гребешок

вот и встретились два нефтяника…

 

Новые планы Тархова образца 1995 года были связаны с Москвой, где его ждало не только вице-президентство в компании «ЮКОС», но весьма теплые отношения, с 35-летним московским чеченцем Зияуди Бажаевым также как и Нурид Косумов выходца из Ачхой-Мартановского района Чечни. Оба этих чеченца, по слухам, принадлежали к одному родовому тейпу и возможно были даже были друзьями – ведь в Самаре Зия Бажаев появлялся еще, когда ему было примерно 20 лет, в начале 1980-х. Чеченские же кланы-группы сходятся как лучи к центру – совету старейшин, который и принимает стратегические решения. При этом подчинение только своим старейшинам, вовсе не означает подчинение старикам – авторитеты могут быть достаточно молоды. Как Бажаев.

 

Зия Бажаев

Вот в подобной обстановке в начале 1990-х при Новокуйбышевском НПЗ было создано МП «Центр». Предприятие работало по поставкам автомасел на ВАЗ (возможно по бартеру за автомашины) и по отгрузке нефтепродуктов в Махачкалу, Грузию, Санкт-Петербург и Швейцарию. В то время (начало 90-х) среди партнеров НПЗ было швейцарская нефтетрейдинговая компания «LIА Оil» учредителями которой выступали несколько чеченцев, получивших швейцарское гражданство. Был среди них и Зияуди Бажаев. Кроме того, Бажаев с февраля 1992 года был и директором фирмы Liа Invеst Соmраnу Ltd. (Ирландия). Заместителем директора, в которой состоял Заур Лешкашели, владелец ТОО «Ви-эс-эл». В 1993 году, по слухам, на счета «Ви-эс-эл» (а также СП «Расме») поступили деньги по фальшивым авизо. А сам Бажаев по этому делу, якобы, проходил в качестве свидетеля. Мол, при посредничестве СП «Рама» он перевел деньги на счета Народной академии культуры и общечеловеческих ценностей, а та в свою очередь перевела их в Люксембург. По данным следствия, на часть средств от фальшивых авизо были закуплены автомобили, часть которых перешла в Liа Invеst Соmраnу Ltd.

В свою очередь Бажаев в тот период, по слухам, инвестировал до 50 млн. долларов в Новокуйбышевский НПЗ. Именно поэтому потом утверждали, что многие вопросы касающихся крупных сделок Виктор Тархов решал с учетом интересов чеченских группировок, связанных с Бажаевым и Косумовым. Вроде бы даже отгрузка продукции с Новокуйбышевского НПЗ шла, якобы, под контролем структур Зияуди. Одной из них и было МП «Центр» Косумова. Поэтому ни для кого не было секретом почему именно Косумов отправился в столицу, чтобы потребовать погашения долга перед Новокуйбышевским НПЗ где и был убит в 29 декабря 1994 года в ведомственной гостинице ЮКОСа. Его место во главе фирмы «Центр» занял брат Роман.

Правда, насчет взаимоотношений Тархова с чеченцами существовали и другие версии говорящие о том, что Бажаев «кинул» его в 1995 году, предоставив в оплату партии нефтепродуктов липовые веселя на сумму до 5 млн. долларов. Возможно, что в этой гипотезе даже есть доля истины – не случайно же, по мнению журнала «Культ личностей», опубликовавшему в апреле 1999 года список «50 самых богатых россиян» Зияуди Бажаев, президент ОАО «Группа «Альянс» занимал почетное 35 место. Для сравнения экс-глава «ВАЗа» Владимир Каданников там же числился всего лишь 47-м.

Каданников не так и крут

Хотя, когда у Тархова, по слухам, начались разборки с руководством ЮКОСа, удержаться на должности вице-президента по нефтепереработке, ему помог именно Бажаев, сменивший в 1995 г. пост президента компании «LIА Оil»  на должность президента Государственного предприятия «Южная нефтяная компания» (ЮНКО). Правда ненадолго. Весной 1996 года комиссия Верховного Совета Чеченской республики при Доку Завгаеве расследовала деятельность компании ЮНКО. Была выявлена незаконная торговля нефтью и нефтепродуктами по заниженным ценам. Комиссия признала ответственными за нарушения в том числе и Бажаева. Бажаев был отстранен от должности.

 в шинели олигархов 

В 1996 году Зияуди был переведен Министерством топлива и энергетики РФ в нефтяную компанию «Сиданко» сначала на пост вице-президента по коммерческим вопросам, а позднее стал первым вице-президентом компании и курировал общие вопросы производственной, коммерческой и финансовой деятельности, а также работу вице-президентов дочерних компаний. С 1996 года он и Виктор Тархов стали почти соседями – Зияуди возглавил Совет директоров ОАО «Крекинг» в Саратове. А в июне 1997 г. еще один шаг вблизи Самары Бажаев – председатель Совета директоров ОАО «Саратовнефтепродукт». С апреля 1997 года он уже Президент НК «Сиданко». Главным итогом работы Бажаева на этом посту стала продажа 10% акций «Сиданко» кампании Вritish Реtrоlеum за сумму около 600 млн. долларов. Однако, как писала потом газета «Завтра», уже вскоре из «Сиданко» Бажаев «был уволен по требованию Вritish Реtrоlеum в связи с его мафиозными контрактами.» Ну, англичанам, наверное, видней!

1997 год знаменателен еще и тем, что в это время снова просыпается интерес к власти в Самарской области у Виктора Тархова. Так,  22 мая 1998г. в эфире ГТРК «Самара» в передаче Романа Лямшина «Частное расследование» выходит сенсационный телесюжет о финансировании Тарховым через кампанию «ЮКОС» предвыборной кампании кандидатов от коммунистов по Южному избирательному округу № 21 в губернскую думу осенью 1997 года. Эти помощь опять таки, как и в 1994-95 гг. через СМИ по словам Романа была такой массированной, что Константину Титову пришлось даже обращаться к главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому с просьбой умерить амбиции своих сотрудников. Телезрителям назвали и цену этого альянса. Якобы нефтяники Тархова, на равных входящие в состав сельского АО «Заря», руководимого братом кандидата-коммуниста, были заинтересованы в скупке по дешевке сельхозугодий в Красноармейском и Пестравском районах, которая проводилась АО совместно с фермерским хозяйством «Возрождение».

Евгений Адамов

Однако за всеми этими временными альянсами с коммунистами господин Тархов не забывал и своего старого компаньона Бажаева, у которого 30 апреля 1998 г. началась новая эпоха – он стал соучредителем и президентом межрегионального концерна ОАО «Группа Альянс» (оказание услуг по антикризисному управлению предприятиями, инвестиционная и консалтинговая деятельность). Теперь Бажаева интересовали не только нефть, но и все приносящее прибыль – уголь, нефтехимия, уран, власть. Например, осенью 1999 года большой скандал в СМИ вызвала история о том как глава Минатома Евгений Адамов пытался отправить «Конверсбанк», готовый принять миллионы долларов от российско-американского уранового контракта, под крыло Зияуди. Обычно атомный министр не вмешивается в дела с нефтехимическими предприятиями, спрашивали журналисты, – и подобного уровня сделки проходят без него. Если же он развивает бурную деятельность, возникает закономерный вопрос: что связывает его и З. Бажаева, которому министр так старательно помогает? Но не только урановые деньги привлекли внимание Зияуди, но и например Томский нефтехимический комбинат (ТНХК), сырья для работы на котором у него не было. Хотя у той же дочерней структуры «Газпрома» – ОАО «Востокгазпром»,  которая тоже билась за ТНХК было и свое сырье, и деньги, а главное, не было необходимости уводить комбинат из области.

Доку Завгаев



28.01.2010

тут и друг оказался… рядом вдруг

 В конце 1999 года Виктор Тархов и Зияуди Бажаев наконец-то сошлись вместе – Тархов из ЮКОСа ушел к старому другу вице-президентом группы «Альянс». Жалко Нурид Косумов не дожил до тех дней- вот порадовался бы! Уже вместе Виктор Александрович и Зияуди Юсупович начали и новое дело сначала на в Ангарской нефтехимической компанией (АНХК), а потом и с украинским ОАО «Херсоннефтепереработка» (ХНПК).

Херсон (Украина) НПЗ

 Особенно перспективным был последний проект. Дело в то, что в сентябре 1999г. президенты Казахстана Назарбаев и Украины Кучма договорились о передаче в управление казахстанской стороне контрольного пакета акций этого предприятия в Херсоне. При этом казахская сторона обязалась поставлять на ХНПК 3 миллиона тонн нефти ежегодно. Для управления ХНПК была приглашена компания – «Альянс», а ее президент Зия Бажаев избран председателем наблюдательного совета ХНПК. С казахской стороны в наблюдательный совет ХНПК вошел президент нефтяной компании «Казахойл» Нурлан Балгимбаев.

Балгимбаев

Комментируя подобное событие часть ангажированной российской прессы восхищалось: Ах, мол, вот теперь-то оборудование ХНПК модернизируют в течение 3-4 лет, а «Группа «Альянс» поможет России закрепить свои позиции в нефтегазовом комплексе Украины. Мол, еще летом 1999 года украинская сторона предлагала поставщикам нефти из России и Казахстана без всяких конкурсов передать в управление контрольные пакеты акций нефтеперерабатывающих предприятий. Взамен требовалось одно – обеспечение загрузки этих НПЗ нефтью. Предполагалось, что России на этих условиях может достаться «Лисичанский нефтеоргсинтез» (ЛиНОС). Однако о реакции на это предложение российских нефтяников, кроме контактов «Группы «Альянс», ничего пока не слышно.

Таким образом проект, за осуществление которого взялись Бажаев -Тархов со своей компанией, – это, мол, не просто участие отдельной фирмы в развитии экономики Украины или Казахстана, а попытка интеграции нефтегазового комплекса трех стран, входящих в СНГ.

За кадром остался только один вопрос почему это вдруг мосты между Украиной и Казахстаном вдруг начали наводить Бажаев и Тархов?

если кто забыл, это - Масхадов

Ответ на этот вопрос дал еще в августе 1999 года представитель Аслана Масхадова в Москве Вачагаев: «…прежде всего интересуют наши нефтяные трубы. Сейчас начали перевозить нефть железной дорогой. Но долго так продолжаться не может. Это невыгодно. В любой момент некий бизнесмен может решить, что необходимо начать отправку нефти по трубе. Многие вообще не говорят, что через Чечню идет еще трубопровод из Казахстана. А для человека, заинтересованного в нефтяном бизнесе, такая игра стоит свеч.»

Таким образом Вачагаев ясно дал понять, что транспортировать казахскую нефть через Чечню могут только люди не совсем чужие для боевиков или имеющие какие-то выходы на террористов. Даже если оставить в стороне версию, запущенную на сайте Интернета «Compromat ru.» о том, что Бажаев в ходе первой чеченской кампании был одним «из организаторов финансового обеспечения войны Чечни за независимость» и еще в 1992г. встречался с Дудаевым, который выдал ему разрешение на торговлю чеченскими нефтепродуктами.

Тогда как отнестись к информации, следователя по особо важным делам Следственного комитета МВД РФ полковника Леонида Харченко, что еще мае 1992 года Бажаев уже работал с Украиной? В то время Бажаев заключил с фирмой «Крымнефтепродукт» договор на поставку 10 тыс. тонн бензина и 40 тыс. тонн дизтоплива. Доверенность на ту сделку Зияуди, якобы, выдал председатель парламента Ахмадов, а в сделке участвовал и член дудаевского правительства Мамадаев.

Что еще было немаловажно в альянсе Тархова- Бажаева при подписании договора о Херсоне? Неплохие контакты и с чеченцами Казахстана были налажены и у кавказкой диаспоры Самары, близкой Виктору Тархову. Так, даже считавшееся одним из главных неформальных центров кавказцев Самары – кафе «Комета» на улице Мориса Тореза 101 фактически принадлежало семье Албаковых, жена хозяина которого Ольга из Алма-Аты.

А в Казахстане деньги из Херсона тоже совсем не лишние. Как известно, финансирование боевиков со стороны чеченских диаспор производилось за счет обкладывания их «добровольным» налогом. Для диаспоры Казахстана, по данным Группы оперативного управления ФСБ РФ, этот оброк составлял не менее 10 процентов ее дохода.

Тем более, что и сама власть в Астане в доле по нефтяному бизнесу – деньги «семьи» Назарбаевых как писали российские СМИ были вложены за границей, в то числе и в российский нефтепром. В частности, по слухам, этой «семье» принадлежали терминалы в Новороссийске и большой пакет акций «Транснефти». Ну, а что касается самой разрекламированной фирмы «Казахойл», дающей сырье в Херсон, то как известно еще 16 июля 1999 года над ней установил де-факто финансовый контроль Всемирный банк. Контроль за финансами «Казахойл» теперь находиться в Вашингтоне – там же, откуда выделяли средства на реабилитацию Узеньского месторожденияв Казахстане.

Газета «Завтра» писала в марте 2000 года сразу после трагической смерти в авиакатастрофе Зии Бажаева и Артема Боровика:  «Погибший в авиакатастрофе вместе с А.Боровиком чеченский предприниматель Зия Бажаев настаивал на «приватизации» Херсонского нефтяного терминала и местного НПЗ, через которые идет основной массив «неучтенной нефти», которая доставляется на Украину из Западной Сибири через Казахстан и Новороссийск. Чистая прибыль от одной тонны «безналоговой» нефти составляет около 80 долларов. Через Херсонский узел идут также «левые» объемы нефти из Казахстана, Азербайджана и Чечни.»

какая нечаянная смерть…

Вот эти нефтяное прихваты, по слухам, и «упали» Виктору Александровичу после гибели Бажаева. Который, мол, стал четвертым в списке погибших компаньонов Тархова. После Дика, Зенкина и Косумова. Кстати, как удается Тархову держаться на плаву среди чеченов – большой вопрос, ведь даже по признанию оперативников, внедрить в чеченскую среду подставных лиц практически невозможно – чеченцы неплохие контрразведчики и жестоки не только к чужим, но и к своим.

И эта самая большая недосказанность на портрете Тархова. В какой же среде он в конце – концов свой, а в какой чужой?

Игорь

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting